nihutak

Category:

Мартин Лютер. Человек, который заново открыл Бога и изменил мир, Э. Метаксас

Лютер родился в 1483 году. В годы своей молодости то ли осознав свою греховность, то ли попав в страшную грозу, решает посвятить свою жизнь богу. 

В рамках командировки от своего монашеского ордена августианцев в 1511 году прошел 1600 миль пешком от Виттенберга до Рима. 

Первая проблема побудившая Лютера начать свою деятельность — практика продажи индульгенция, которые в 1476 стали продавать не только для живых людей, но и для усопших. Какой благодарный сын не купит облегчение своему покинувшему этот мир отцу?

После критики индульгенций, Лютер стал ставить под сомнение власть и авторитет Папы. Он заявлял, что церковь есть везде где есть вера в Христа, — в том числе и за пределами Римской церкви, например, на Востоке, в Греции. Человек должен следовать не за человеком (Папой Римским), а за Христом. Все утверждения церкви Лютер предлагает проверять писанием. Мирянину знакомому с Писанием, должно быть больше веры чем папе или соборам без Писания. Библия — выше церкви, Лютер высмеивает учение о чистилище, так как о нем нет речи в библии. 

Особое поклонение святым и деве Марии в католической церкви, основано на ошибочном представлении о недосягаемости Бога, а святые и богородица, мол были людьми, поэтому ближе к нам и лучше нас поймут и заступятся перед богом.

Лютер упразднил философское разделение на духовенство и прихожан, так как по библии все верующие в Христа равны. Лютер критически относился к исповеди: 

Мысль, что существует особая каста людей, обладающих правом проповедовать, наставлять и принимать исповедь, не имеет оснований в Библии. Это – полностью человеческое изобретение, не основанное на Писании

Он признает лишь два таинства, которые фигурируют в Писании: крещение и причастие.

Средневековая церковь считала, что человеку под силу самому достигнуть духовных высот, за счет покаяний (исповеди), постов и непрерывной работы над собой. Лютер же, в первые свои монашеские годы пытался следовать всем этим заветам, бесконечно исповедуясь в малейших грехах. Но в какой-то момент, зарываясь в суровых самокопаниях в поисках грехов, заметил, что избавиться от них человеку не под силу. Поэтому он признает греховную природу человека, перестает от нее отказываться и презирать, и заявляет, что главное для спасения — это искренняя вера в Христа и его учение, которая нивелирует все другие шероховатости. Бог может нас спасти, когда мы признаем свои слабости и доверимся ему. Поэтому Лютер не чуждается таких чисто плотских вещей как половая любовь — отменяет для монахов обет безбрачия, отменяет его для себя и сам женится на бывшей монахине.

Спасение приносит нам вера в Иисуса, а не наши собственные нравственные усилия. Своей смертью на кресте Иисус уже сделал все необходимое, чтобы привести нас на небеса, – нам остается только ему довериться. Пытаться прибавить к тому, что сделал Иисус, какие-то собственные дела, – нелепо.
Будь грешником и греши смело, но еще смелее верь во Христа и радуйся Христу, ибо Он – победитель греха, смерти и мира. Пока мы здесь [в этом мире], не грешить мы не можем. Жизнь наша – не то место, где обитает праведность
Не думайте, что можно победить злоупотребления, уничтожив то, чем злоупотребляют. Мужчин сбивают с пути вино и женщины. Что же, запретить вино и упразднить женщин? Язычники поклоняются солнцу, луне и звездам. Что же нам, сорвать светила с неба?
Жизнь людей женатых, если они живут в вере, стоит ставить выше жизни знаменитых чудотворцев
Бог создал человека существом из плоти и крови, разделил на два пола, наделил сексуальным желанием – и все это было хорошо весьма; а от греха, связанного с сексуальностью, человека освобождает и искупает брак. В этом не просто нет ничего грязного – напротив, это чисто и свято. Лютер считал, что противоестественное безбрачие – от дьявола, а естественный, здоровый секс в браке славит Бога.
Это бог мира сего, дьявол клевещет на брачное состояние человека, внушает нам, что оно постыдно, – а сам позволяет прелюбодеям, блудницам, самым грязным развратникам жить спокойно и в великих почестях. Достойно будет жениться, чтобы плюнуть в лицо ему и миру сему, и принять его поношение, и нести его во славу Божью
современные ему католики учили: чтобы уподобиться Богу, нужно стать как можно более духовным и как можно менее телесным, вступить в войну с материальным миром и с собственным телом. Лютер говорил: это не так, Христос пришел в мир, чтобы его искупить, и стал человеком, чтобы искупить человечность. Любая материальная вещь в мире сем, которой коснулся Христос, искуплена: ей возвращена «благость», присущая ей до грехопадения
Главная мысль человечества: Бог во Христе свободно отдает Себя нам, хоть мы и грешники. Пока не поймем, что мы неисправимые грешники, нуждающиеся в помощи, пока не позволим Ему войти в нашу жизнь и спасти нас – спастись мы не сможем. В этих проповедях он противопоставлял свою веру вере папистов, евреев и турок: все они считают, что необходимо заслужить благоволение Бога и взойти на небеса собственными усилиями

Противостоя церкви Лютер утверждал свободу личности поступать так, как угодно Богу, – там и тогда, где и когда Церковь или государство пытаются лишить людей этой свободы. Впервые в истории Лютер выдвинул современную идею религиозной свободы и свободы совести. 

Пока верующий подчиняется законам и установлениям империи, выполняет распоряжения правительственных чиновников – словом, отдает кесарево кесарю (царю, кайзеру), – тот должен позволить ему «отдавать Божье Богу». Как видим, идея религиозной свободы, включенная отцами-основателями в Конституцию США, впервые была найдена в Евангелии Лютером.

Императором в те время был испанец Карл V, который являлся защитником церкви и выступал против Лютера. Лютер же в некоторой степени играл и на национальных чувствах своих соотечественников: выступал против римского влияния со стороны церкви, а также императора-испанца.

Лютер перевел библию на немецкий язык, заложив основу для современного немецкого языка на основе его саксонского диалекта, множество саксонских слов стали общими для всех немцев.

Лютер был очень волевым человеком, препятствия на своем пути он считал подтверждением значимости своей деятельности, считал, что уступки в чем-либо порождают лишь презрение.

Пусть не смущают тебя те, для кого Христос – лишь шутка и посмешище… Они живут спокойно, и дьявол их не мучает. Да и зачем ему их беспокоить? Ведь они уже ему принадлежат

Успех и известность учения Лютера стали возможны с развитием книгопечатания. Учение распространялось быстро и доступно. В тоже время до Лютера сами священнослужители толком не знали учение — банально не читали священные тексты.

Выступая против абсолютной власти Римской церкви, и выступая успешно, Лютер отстоял для всего современного мира идеи плюрализма, показал, что навязывать силой свои правые взгляды ничем не лучше, чем иметь неправые.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic