nihutak

Category:

Костанай, 01.2020

Костанай — очередной город на пути русской колонизации казахских степей. Территория современного Костаная в 19 веке относилась к Оренбургскому генерал-губернаторству. Область была достаточно большая, в нее входили обширные степи населенные казахами. Управлялись эти земли из ближайшего административного центра — города Троицка. Отдаленность Троицка от казахских кочевий приносила неудобство не только в делах сбора податей, но и в доступе казахов к торгововой инфраструктуре, поэтому в 1869 году в Оренбурге дали добро на поиски места для нового административного центра в районе реки Тобол. Вот так выглядит заледеневший Тобол сегодня.

Спустя 10 лет оренбургский генерал-губернатор Крыжановский дал добро на постройку селения Кустанай — так называлось урочище на месте будущего города. Совсем скоро, в 1893 году, поселение получает статус города с названием Николаевск. Но через два года это распространенное по всей Империи название переименовано обратно в Кустанай. Сейчас же город носит свое третье имя — Костанай, на одну букву переименовали уже в современном Казахстане.

По мере роста Костаная сюда перемещались купцы и промышленники из соседнего богатого Троицка. Поэтому в городе сохранилось немало старой купеческой застройки.

На современной центральной площади расположился винный дом литовского купца Козелл-Поклиевского (1896).

Сейчас это административное здание управления культуры. На гербовой части бросается в глаза трехмерный герб Казахстана.

Заметное участие в стройке Костаная принимали троицкие купцы. Особенно отметились татарские купцы первой гильдии Яушевы. На их средства была построенна в 1893 году первая и главная мечеть города.

Кроме главной мечети у Яушевых в Костанае был торговый пассаж в самом центре. Подобные здания они содержали и в центре Челябинска и в центре Троицка.

Центр города. Справа пассаж Яушевых.

Мужское училище (1907).

Избушка.

Купеческие дома.

Шикарный модерн в Костанае. 

Кроме купечества, на различные промыслы в Костанай приезжали  переселенцы со всей Империи, а особенно с Украины. В этом симпатичном здании располагалось переселенческое управление.

Яркое дореволюционное здание затерялось среди угрюмых видов.

Центральная площадь Костаная. Почти никого нет, хотя фото сделано за несколько часов до наступления нового года.

Новогодняя елка на фоне пара от ТЭЦ, все таки холодно, топить надо.

Костанайский Биг-Бен. Вроде бы сталинка со шпилем, но год постройки 1980-й.

Здание областного акимата. Советское прошлое казахи замуровывают под такой плиточной обшивкой. Как минимум этим города Казахстана визуально отличаются от российских.

Вот как раньше выглядело это здание. Какой вариант лучше — вопрос вкуса. Мне больше понравился современный, выглядит богато.

Такое же переосмысление затронуло и здание акимата города. 

Советский вариант.

Когда я увидел акимат, я не сразу подумал о том, что это здание сталинских времен. Но вот памятники-бюсты выдали эпоху этого места. Сомневаюсь, что в современном Казахстане на таком видном месте бы поставили памятник человеку с именем Павлов Иван Фомич.

Но вот памятник Пушкину, взирающему на акимат, поставили уже в современном Казахстане. 

Еще одно отличие казахстанских городов от российских — изображения бородачей в тюрбанах на домах. На самом деле это почитаемый в Казахстане средневековый ученый Аль-Фараби.

В целом обычные панельки в Костанае приятно ухожены. Как минимум в центре.

Знакомый триколор.

Советский ЦУМ.

Мозайка дружбы народов. Славянская девушка обнимается с восточной, около каждой свой мужчина на коне.

Современные административные здания Казахстана имеют одну общую черту — сверху шпиль или купол максимально напоминающие юрту. 

Памятник первому казахскому профессиональному скульптору Хакимжану Наурызбаеву. Памятники Абаю и Валиханову в Алмате, а также Джамбулу в Таразе — его рук дело. На фоне — здание костанайской полиции.

Базарчик.

Предприимчивые костанайские блогеры продвигают себя через уличные объявления.

Хороший был дом наверное. Одинокая калитка с номером.

Кусочек православного Костаная. В Казахстане не написать полную фразу Александра Невского, поэтому отбросив «Русь святая, » имеем:

Главный храмовый комплекс Костаная состоит из старой деревянной церкви и нового кафедрального собора.

Старый храм Космы и Дамиана построен в начале 20 века.

Новый собор.

Святой источник.

История железнодорожного сообщения в Костанае начинается в 1913 году, тогда была проведена ветка из Троицка. Затем в 30-е проложили дорогу до Астаны (тогда Акмолинска), чтобы вывозить карагандинский уголь. А в 50-е началось освоение казахской целины, дорога была обновлена, и вообще стала главной артерией покорения целины. В одну сторону ехали люди, в другую уезжало зерно. Проезжая от границы до Костаная, я замечал у каждой жд станции по гигантскому зернохранилищу. Раньше я их видел только в городах, а тут они часто возвышаются над голой степью.

Костанайский вокзал выделяется козырьком у входа. Это здание 1974 года, недавно реконструированное в стиле независимого Казахстана.

Водонапорная башня — частая спутница старых жд-станций. Эта — ровесница первой станции, той что была построена в 1913.

Освоение целины придало Костанаю новую роль в советском хозяйстве. Город стал одним из центров целинных земель, самым первым (если идти с запада на восток по железной дороге) крупным городом Казахской Целины. Это дало городу не только экономическое развитие, но и серьезный прирост населения за счет переселенцев с большой земли.

Уже в 80-е был поставлен большой монумент «Покорителям Целины».

Целинники за работой.

Детали осовения целины.

Есть еще монумент в виде снопа колосьев.

Казахский театр. Новое здание.

Памятник Ахмету Байтурсынову — знаменитому сыну костанайской земли. Ему довелось адаптировать арабскую письменность под казахский язык. Этой письменостью до сих пор пользуются казахи живущие в Китае, Афганистане. Закончил жизнь Ахмет под катком сталинских репрессий.

Университет его имени расположился в бывшем Доме Советов.

Было:

Памятник Ибраю Алтынсарину, еще одному знаменитому уроженцу этих мест. Ибрай учился в Оренбурге, работал переводчиком, автор учебников русского языка для казахов и переводов Толстого, Крылова на казахский. Алтынсарин «положил начало светскому образованию казахского народа», открывал школы — поэтому на памятнике рядом с ним школьник.

Стрит-арт с Алтынсариным.

Предвыборный агитационный постер.

Из случайного общения с местными казахами, оказалось что для многих историческая родина находится на территории России. Их предки жили или до сих пор живут в деревнях под Магнитогорском или, например, под Тюменью. Кроме того, северные, костанайские казахи четко отличают себя от казахов с других регионов, в особенности с юга страны. Почти без акцента говоря по-русски, они считают свою жизнь на севере более благополучной и стабильной, чем на «бедном» юге. В то же время упрекают себя в излишней поддатливости и трусости перед властью, тогда как на юге живут «настоящие бунтари».

Вот такой он, Костанай, в котором мне довелось встретить 2021 год.

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic