nihutak

Categories:

Лабытнанги — Полярная ЖД и Коми Мир, 07.2021

Местность Лабытнанги известна с 19 века как селение хантов (перевод названия — «семь лиственниц»). В довоенное советское время здесь был колхоз, занимающийся рыболовством и оленеводством. А после войны советская власть силами ГУЛАГа начала строительство Трансполярной магистрали, железной дороги, которая должна была, в конечном проекте, соединить Северную ЖД (от станции Чум, что недалеко от Воркуты) с Енисеем, а в последствии и с Норильском. Строительство зиждилось на труде заключенных, поэтому после смерти Сталина и массовых амнистиях, строить стало некому и проект свернули. Но некоторые участки все таки успели построить, в том числе и участок Чум — Лабытнанги. Карта Трансполярной (Траснполяр по аналогии с Транссибом почему-то не звучит) магистрали.

В основном, в конце 40-х власть интересовало пересечение ЖД путей с речными и выход к норильскому металлургическому комбинату, но ближе к концу 20 века, с открытием газовых месторождений на Ямале, идея полярного пути заиграла новыми красками. Сегодня разрабатывается строительство наследника Трансполярной Магистрали — «Северного широтного пути» — это будет продолжение дороги от Лабытнанги через Надым до Нового Уренгоя. 

Современный вокзал этого маленького (26 тысяч) города, построен в начале нулевых. Выглядит сильно, с прицелом на будущее (пока что здесь конец ветки).

В проект «Северного широтного пути» должен быть включен мост через Обь между Лабытнанги и Салехардом, но пока его нет, здесь действует паромная переправа. 

Паром, закат и рыбаки.

Но основной хлеб Лабытнанги сегодня — это инфраструктура для ямальских газовых месторождений по эту сторону Оби, в 12 км от города начинается газпромовская ЖД на Бованенковское месторождение. Поэтому неспроста в Лабытнанги есть относительно современный небольшой центр города. Вот, например, памятник Владимиру Наку, руководителю строительства той самой Бованенковской ЖД.

Под бюстом карта с ЖД. По пути к Бованенково есть станция в честь Нака.

Памятник был поставлен в 2012. Вид целиком. 

Памятник с другой стороны и центральная площадь.

Советский Дом Культуры. Судя по тому, что он посвящен 30-летию победы, то скорее всего его построили в 1975 году, примерно в это время открыли Бованенковское месторождение.

Здание администрации.

Бульвар и женщина в хиджабе.

Лабытнанги — не самое обычное место для памятника байкерам, но тем не менее он тут есть.

Урбанистический парк, но без деревьев.

Красивый фасад в виде карты региона.

Современный храм с архитектурой, напоминающей храмы 17-18 веков.

Старый храм (ранние 90-е).

Свежеуложенный асфальт, идеальный бордюр и барак: в бедный город пришел Большой Газ.

Одноэтажные прогибающиеся бараки.

Ковры и быт.

Магазинчик.

Какая буква подойдет?

Главная улица, с крутым подъемом.

Колорадо.

Больше всего в таких северных промышленных городах поражают детсады. На детях тут не экономят.

Еще яркое здание, похоже на больницу.

PS. К Коми вопросу на Ямале. Как в Салехарде, так и в Лабытнанги и окрестностях нам встречались коми, причем не меньше чем другие аборигены — ненцы и ханты. Коми здесь занимаются оленеводством, это ремесло они переняли от других местных народностей. Но будучи выше ростом и имея европейскую внешность они выделяются среди остальных. Такое присутствие здесь этнических коми, еще и в роли оленеводов, дает новые представления о масштабе коми-мира, возможно о его северной границе. При этом здесь на Ямале, коми (в основном бабушки) носят национальные одежды. Например:

Ну и именно в Лабытнанги нам встретились также упоминания о погибших на ВОВ местных, среди которых в основном были коми фамилии.

Спасибо за внимание, это были Лабытнанги.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic