Categories:

Алексей Иванов "Тобол"

В 1708 году, во время Северной войны со шведами царь Петр проводит разделение страны на губернии (раньше были уезды). Образуется 8 губерний, самая большая из которых - Сибирская с центром в Тобольске.

Губернатором Сибирской губернии назначается Гагарин Матвей Петрович - один из главных героев романа Алексея Иванова.

Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей

Другой главный герой, тоже историческая личность - митрополит Филофей. В миру Рафаил Богуславович Лещинский - малорос, чуть ли не поляк (с таким то именем) вышел из Киевской лавры, затем был наместником в богатом Свенском монастыре на Брянщине. 

Свенский монастырь, 12.2022
Свенский монастырь, 12.2022
Свенский монастырь, 12.2022
Свенский монастырь, 12.2022

Затем царь Петр направляет Филофея возглавить Тобольскую митрополию, которая на тот момент простиралась с запада на восток от Уральских гор до Тихого океана и с севера на юг от Северного Ледовитого океана до Киргизских степей и Даурии. Основной миссией митрополита было обращение местных инородцев в православие. Филофей ездил на дощанике по Иртышу, Оби, Конде на север и проповедовал среди остяков (ханты) и вогулов (манси).

Современный памятник Филофей с инородцами, Тюмень, 05.2021
Современный памятник Филофей с инородцами, Тюмень, 05.2021

Приключения Филофея в сибирской тайге в романе наполнены мистикой, духами и таежными богами. Рассуждения героини романа, остячки, на тему окружающего мира, русских и богов:

На берегу океана уже нет тайги, и там живут злые самоеды, у которых чумы, нарты и луки сделаны из звериных костей. А на полудне тоже нет леса, но там не снег, а песок и жара, и живут там другие злые люди, вырастающие из лошадей. А на закате стоят высокие горы, куда оленные вогулы и остяки гоняют свои стада, чтобы на голых камнях олени отдохнули от гнуса. А на восходе — тайга, тайга, тайга и тайга; там живут селькупы, тунгусы, якуты, и ещё какие-то люди, и ещё, и ещё. Земля очень, очень большая, везде разные реки, везде разные боги, и солнце везде светит по-разному… Но повсюду, повсюду — русские.
Их убивают, они погибают от голода и холода, но всё равно идут, идут, идут. Они отнимают добычу у рыбаков и охотников, они заставляют жить по-своему, они строят свои города, они изгоняют лесных богов и тащат за собой своего бога, потому что считают его сильнее всех. Может, это и так, только их бог ничего не делает для людей, никому не помогает, никого не выручает из беды, ведь ему некогда: он бегает от одного русского к другому, от пятого к десятому, и всем говорит: «Я тебя прощаю! Я тебя прощаю!» Он страшно устал. У него гудят ноги. Он не может даже просто посидеть у речки, чтобы перевести дух, потому что русские всем причиняют зло, и каждого надо простить. Но зачем этот бог людям тайги? Они не творят зла, ведь зло — это всегда то, что больше необходимого.

Свою жизнь святитель Филофей закончит в тюменском Троицком монастыре, который он сам и обустроил.

Троицкий монастырь в Тюмени, где хранятся мощи Филофея, 05.2021
Троицкий монастырь в Тюмени, где хранятся мощи Филофея, 05.2021

Семён Ульянович Ремезов

Но главная историческая личность воспетая в романе - Семен Ульянов сын Ремезов. Человек великой жизненной энергии, который чем только не занимался - картографией (первый сибирский картограф), написанием истории Сибири, архитектурой Тобольска. Его главная постройка - комплекс Тобольского кремля. Кремль в такой глуши с военной точки зрения был совсем не нужен, но со статусной точки зрения - без него при покорении Сибири и степи не обойтись. Столица такой обширной и заселенной малоцивилизованными народами земли должна веять величием и поражать всех сомневающихся.

Башня кремля Тобольска, 05.2021
Башня кремля Тобольска, 05.2021
Гостиный двор - еще один проект Ремезова, 05.2021
Гостиный двор - еще один проект Ремезова, 05.2021

В молодости Семен Ульянович много где побывал, был даже в ссылке в далеком Березове. На старости лет занимался архитектурой в Тобольске, прихрамывал, но дух исследователя и путешественника в нем не иссякал:

Со всех сторон его убеждали смириться. Матвей Петрович говорил: подожди. Владыка Филофей говорил: потерпи. Семья говорила: прости. Даже Ефимья Митрофановна говорила: «Отец, ты старый, пора о душе подумать». Но у Семёна Ульяныча была негнущаяся натура. Он мог бы смириться перед богом, но не перед миром и не перед своей судьбой. Если бы он смирился с тем, что никогда не побывает на Камчатке или в Пекине, то не было бы его чертежей. Если бы смирился с тем, что никогда не увидит битву Ермака с Кучумом на Княжьем лугу, то не было бы «Истории Сибирской». Если бы смирился с тем, что Сибирь — безликая, безъязыкая тьмутаракань, то не начал бы строить кремль. Все свершения его были от того, что он не смирялся с пределами, которые положил ему кто-то другой.

Сегодня в Тобольске есть памятник Ремезову, в его честь названа улица и даже аэропорт.

Военные экспедиции в степь

В романе описаны несколько важных для русского завоевания сибирских степей экспедиций. Первая - экспедиция Ивана Дмитриевича Бухгольца 1715-1716 годов из Тобольска в сторону Яркенда (сегодня это китайский Синьцзян). Поход оказался неудачным, джунгары остановили русский отряд в районе Ямышевского озера (сегодня Павлодарская область Казахстана) и целую зиму продержали в осаде в построенной русскими Ямышевской крепости. Затем Бухгольц отступил, и на обратном пути, на границе с джунгарскими землями, основал Омскую крепость - будущий Омск.

Были еще две экспедиции - экспедиция Василия Чередова, которая на месте джунгарского Доржинкита основала Семипалатинскую крепость в 1718 году и экспедиция Ивана Лихарева 1719-1721 годов, которая вновь дошла до Семипалатинска и основала Усть-Каменогорскую крепость.

Нации и конфессии сибирские

Интересно переплетены различные народы и веры Сибирской губернии 18 века. Конечно же главный народ здесь русские, а вера православная. Есть субэтнос казаков, благодаря которому эти земли и стали русскими - в романе много внимания уделено фигуре знамениого Ермака. Слышны и последствия Никонианского раскола - в Сибирь ссылаются непокорные старообрядцы, которые мечтают устроить праведную гарь (самосожжение). Есть здесь и бухарские слободы, в которых обитают купцы из южных краев; недалеко находятся их менее просвещённые единоверцы - сибирские татары (и те и другие, естественно, магометане). Язычники тайги - вогулы, остяки, чуть севернее самоеды - имеют своих богов и шаманов. Но самый экзотичный этнос представленный в Тобольске - шведы, по вере лютеране. Целая колония пленных после Полтавы шведов жила несколько лет в столице Сибирской губернии. Доподлинно известно, что именно шведы под руководством Семена Ремезова строили Рентерею - хранилище сибирской казны, часть тобольского кремля.

Ретерея, Тобольск, 05.2021
Ретерея, Тобольск, 05.2021



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic